ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАТИЗАЦИННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА.

КОНДРАТОВ А.В.

   (Бугурусланский филиал ОГУ).

 

       Формирование информационной культуры студентов колледжа вызывает необходимость сосредоточения их внимания на процессах информатизации общества. В первую очередь на том, что материально – техническая база, материальное и программное обеспечение информационных технологий (ИТ) изучаются различными науками: кибернетикой, системотехникой, теорией информации, а в части формирования функциональных подсистем – различными общественными науками: экономикой, правоведением, психологией. В формировании (ИТ)  участвуют и науки, относящиеся к той или иной автоматизируемой области: медицины, когда речь идет о внедрении ЭВМ в здравоохранение; педагогика (компьютеризация учебного процесса); военные науки (использование ЭВМ в военном деле), экономика и т.д. Каждая из указанных наук рассматривают компьютеризацию со своей стороны, прилагает к ней законы и принципы.

     При этом следует учитывать то, что информатика выбирает содержательную, смысловую сторону создания и функционирования информационных систем и технологий. Информатика как наука о законах получения, передачи и использования информационными ресурсами (ИР) в общественной практике подводит теоретический фундамент  под использование ЭВМ и автоматизированных систем, которые и предназначены для усиления информационных процессов в обществе, в том числе, в образовании.

     Повышая уровень информационной культуры студентов, преподавателю необходимо разграничить предмет информатики как фундаментальной науки, ее объект и инструментарий: основанные на ЭВМ вычислительные системы, программы, сети связи и т.д.

     До обучаемых также необходимо доводить сведения о разделении информатики на две части: теоретическую и  прикладную. В первом случае, рассматриваются все аспекты разработки автоматизированных информационных систем: проектирование, создание  и использование не только с формально – технической, но и содержательной стороны, а также комплекс экономического, политического и культурного воздействия на социальную динамику. Во втором случае, осуществляется поиск возможного применения ИТ в качестве средства, инструментария, способствующего формированию элементов информационной культуры личности.

    Достижение желаемого результата видится в возможности организации образовательного процесса в колледже на трех уровнях: теоретическом, методологическом и методическом.                                             

 

ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАТИЗАЦИННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА. ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАТИЗАЦ

   Кондратов А.В.

                (Бугурусланский филиал ОГУ)

        Очевидно, мультимедиа с использованием компьютерной технологии (СВТ – Computer BasedTraining) широко используется в образовательных учреждениях.

         На основе незначительного опыта работы  в Бугурусланском нефтяном колледже мы убедились в успехе СВТ, так как их применение обеспечивает:

 а) лучшее и более глубокое понимание материала;

 б) индивидуализацию процесса обучения;

 в) экономию времени;

 г) уменьшению затрат на производственное обучение;

 д) задержку полученных знаний в памяти на более долгий срок; кроме того, такие знания позднее легче восстанавливаются для применения на практике.

         Среди применяемых авторских систем, которые предоставляют пользователю программно – инструментальные средства для создания различных программ, в том числе и обучающих (без особых навыков программирования и без самого процесса составления программ), следует выделить:

 1)обучающие системы:

 2)системы «текст - рисунок – звук».

         Преподаватели, используя компьютерные обучающие системы, на основе индивидуализации обучения, учитывают творческие и психологические особенности личности будущего специалиста, что способствует повышению эффективности обучения (т.е. снижению числа ошибок и времени усвоения материала, повышению прочности усвоения знаний и навыков), возможность эффективного самостоятельного изучения материала. Для индивидуального освоения тех или иных знаний студентов колледжа здесь применяются учебники, энциклопедии и словари.

     Следует признать, что применяемая в колледже система «текст – рисунок – звук» действительно является частью нового и перспективного направления в развитии интеллектуальных систем – когнитивной графики. В рамках этой технологии решения интеллектуальных задач преподавателями разрабатываются методы и средства представления графических образов.

     Убеждаешься в том, что применение подобных систем в обучающем процессе колледжа – новая возможность формирования информационной культуры студентов, эффективное средство адаптации их к учебно – профессиональной деятельности.

     Однако при всей очевидной эффективности применения СВТ следует согласиться с мнением ряда авторов (М.В.Моисеева и др.) в том, что такие системы не годятся для плодотворных творческих дискуссий между преподавателем и обучаемым, для глубокого познания узкоспециализированных проблем и т.д.

 

 

Профессионально – педагогическая культура и методическая деятельность педагога.

А.В. Кондратов, преподаватель

( Бугурусланский нефтяной колледж.)

 

Идея демократизации профессионального образования оказывает сильное воздействие на стиль преподавания, требует пересмотра некоторых устоявшихся подходов к оценке эффективности педагогической деятельности.

    И это вполне естественно, т.к этот специфический вид деятельности в различных системах и типов обучения формах организации учебного процесса имеет свои целевые установки, особенности развития, формы и уровня контроля, критерии оценки. Ставить в таких условиях вопрос о разработке единой системы контроля, анализа и оценки педагогического мастерства по единым эталонам и критериям – это, значит, связывать творчество педагогических коллективов и отдельных преподавателей. А это – возврат к старому, к формализму в обучении, к застою.

     Следовательно, речь следует вести о рассматриваемых ниже подходах к контролю качества педагогической деятельности.

      Основным показателем качества педагогической деятельности, в т.ч и преподавание        ( проведение занятий)  является степень достижения заданного уровня обучения, т.е. качество решения учебной задачи,(результаты обучения). Сам же процесс обучения,(результаты наблюдения занятий, выявления мнений обучаемых о качестве преподавания, качество разработанных учебно – методических материалов и т.п.) – безусловно, очень важен, но это лишь процесс. Нам же важен конечный результат.

       Необходимость в контроле качества обучения, т.е. процесс совместной работы преподавателя и обучаемых по достижению заданного качества обученности может возникнуть, как правило, при низких результатах обучения, при негативных отзывах о качестве работы преподавателя и т.п. для поиска и анализа причин и оказания организационно – методической помощи преподавателю и обучаемым.

       Этим будут снижаться жесткая регламентация методики проведения занятий каждым преподавателем, стимулироваться творчество в его работе, повышается заинтересованность в получении качественных результатов и ответственность в работе. Следовательно, качество преподавания по результатам обучения не может оцениваться самим преподавателем. При этом используются контрольные материалы ( билеты, вопросы, тесты, задачи) по содержанию, результаты обучения подсчитываются комиссией по разработанной ею методикой.

      В структуре контрольных материалов желательно иметь вопросы, задачи. Тесты различных уровней усвоения. При их составлении можно руководствоваться следующим.

     Определяя цели обучения и контроль его результатов, следует согласованно учитывать уровни усвоения материала.

    Вопросы, предлагаемые студентам для отчетов, должны, как правило, носить деятельностный характер. Позволять оценивать не только знания, но и умения, применять их на практике; оценивать способность обучаемых самостоятельно и творчески мыслить, переносить имеющиеся у них знания и умения на новые условия, умения привлекать знания из других предметов и областей знаний для решения поставленных задач и т.д.

 

        Применяются:

    а) срезовый опрос (задача). Задача (вопрос) имеет практическую направленность и берется из материала, изученного в текущем семестре, позволяет определить качество текущей успеваемости учащихся по материалам теоретических, практических и лабораторных занятий в текущем семестре;

     б) ретроспективный вопрос, задача(вопрос) берется из материала, по которому сдан зачет или экзамен, позволяет определить остаточные задания и умения по предмету.

    в) оригинальный вопрос (задача). Задача или вопрос, для решения, которых требуется привлечение материала из различных областей знаний, адекватных предполагаемому уровню обученности студента, позволяет определить их способность к творческому поиску, к привлечению знаний из различных разделов изученной дисциплины или других наук к решению поставленных задач;

    г) вопрос (задача) с заранее включенной ошибкой. В условии, решении или анализе, (вопроса) включена ошибка (противоречие), не нарушаются общего хода решения, но требующая критического подхода. Это позволяет под действием обучаемого (формирования ответа)сделать вывод о степени устойчивости имеющихся у него определенных знаний и навыков, о его уверенности в своих знаниях, о его способности к анализу и самоконтролю и т.п.

   д) нестандартный вопрос. В условиях ранее рекомендованных задач (вопросов) вводятся новые, ранее не рассматриваемые на занятиях условиях, требующие от студентов поиска путей решения задачи на базе имеющегося у него багажа знаний. Позволяет определить их умения, применять накопленные знания и навыки в новых, нестандартных условиях (перенос знаний);

   е) инициативный вопрос (задача) Задача дается по одному из уникальных типов задач, из материала, вынесенного для самостоятельного изучения, позволяет определить качество усвоения программного материала. Изучаемого самостоятельно;

    ж) конструктивный вопрос (задача). Содержит условия ( обстановку), которые требуют (вынуждают) студента на основе ее оценки, самостоятельно поставить перед собой задачу, найти оптимальное ее решение (или решить).

     Задача позволяет оценить способность студента к анализу, самостоятельности, творчеству, способность структурировать.

    з) комплексный вопрос (задача). Включает в себя не менее двух вышеназванных дидактических связанных типов вопросов, позволяющих на основе их рассмотрения получить более углубленную, представительную информацию о качестве подготовки студента.

     Вопросы следует рассчитывать на хорошо подготовленных ( на отлично) студентов. Время на выполнение контрольной работы должно быть адекватно сложности заданий, но не превышать 180 минут.

     В условиях каждой задачи необходимо оговорить тот материал, которым обучаемый имеет право пользоваться в процессе работы. Однако, как показал опыт, при этом следует не допускать, чтобы материалы, используемые при решении одной из задач, создавали бы облегченные условия для обучаемых при решении других задач.

    За неделю до начала контрольных занятий организаторами контроля разрабатываются в зависимости от объема изучаемого курса, не менее пяти вариантов контрольных работ.

    При разработке контрольных работ, в зависимости от специфики обучения можно придерживаться структуры  вариантов для 2-2 часовой письменной контрольной работы.

   Предлагаемые варианты могут быть разнообразны, заблаговременно и при определенных условиях на них можно ориентировать учебный процесс.

     При выполнении письменной контрольной работы следует заблаговременно предупредить учащихся об условии ее выполнения, определить перечень материалов, которыми они имеют право пользоваться при выполнении работы.

    Оценка выполнения контрольной работы не всегда может быть окончательной. Студенту следует оставлять право доказать целесообразность своего ответа (решения). Это развивает самостоятельность и творчество, как студента, так и педагога.

    Контроль качества проведения занятия всегда был одним из наиболее щепетильных вопросов в общей проблеме управления качеством обучения. Практика же контрольных посещений занятий и психолога – педагогический анализ ее эффективности позволили определить наиболее оптимальную методику этой работы, реализуемую с помощью специальной фирмы. Эта методика, как показали исследования, повышает Доверенность полученных результатов, более корректна и, что на наш взгляд очень важно, более убедительна для преподавателя и снижает психологическую напряженность.

   В предложенной методике применяются многие из известных ряду учебных заведений приемов контроля и оценки качества преподавания. Однако включения в нее элементов самооценки, попытка связать различные подходы в систему оценки наблюдающего занятия, самооценка преподавателя, проводящего занятия, и самооценка эффективности занятий через свою деятельность обучаемым, позволяет выйти на относительную новую методику, ( или более эффективную) невозможную при автономном подходе к решению к каждой из задач контроля. Эта методика может включать в себя ряд соответствующих этапов.

    Прежде всего, следует отметить, что контрольному посещению занятия должно предшествовать определения цели посещения этого занятия. Это первое. Цель посещения, как правило, должна вытекать из интересов совершенствования учебно – воспитательного процесса, повышения качества подготовки специалистов.

    Такой подход вызовет потребность в предварительном изучении содержания занятия. Следует изучить программу, целевые установки, состав группы. По разному можно подходить к вопросу целесообразности предварительно изучения методики предстоящего занятия. Практика показывает, что заблаговременная ориентация проверяющего на выбранную преподавателем методику из-за возможного разного толкования отдельных ее мотивов, из-за стремления увидеть не то, что есть, а то, что хочется, иногда приводит к неоправданным, не принципиальным конфликтам. В таких случаях лучше (и это с точки зрения более объективно) применяемую преподавателем методику  и ее эффективность уяснить на самом занятии, будучи включенным, в учебный процесс, уточняя после его окончания, ее детали.

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ.

КОНДРАТОВ А.В.

   (Бугурусланский нефтяной колледж)

Одно из определений информационной культуры трактует ее как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетным является общечеловеческие духовные ценности.[1] В XXI веке информация сама становится основной культурной ценностью. Она образует культурный феномен информированности человека, характеризующийся превращением потенциальной информации в реальные сведения и индивидуальные знания. В социокультурной деятельности информация подразумевает знания и понимание культурных значений. Появляющиеся новые информационные технологии повышают информированность общества в несколько раз, радикально меняя объем и глубину знания, а вместе с ними и уровень культуры в целом. Таким образом, информационную культуру следует рассматривать как достигаемый уровень организации информационных процессов, как удовлетворенность людей в информационном общении, как степень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и использования информации, обеспечивающий целостное восприятие мира, анализ и оценку последствий принимаемых решений. Человек в информационной культуре выступает одновременно создателем, «приемником», хранителем и «передатчиком» информации. Осуществляя функции последнего, транслирующий информацию в закодированном виде (символы, знаки и др.) индивидуум наделяет ее некоторыми присущими ему свойствами.

    В свою очередь, и информатизация образования является процессом качественных изменений самого человека. Если по какой – либо причине этого не происходит, то информационные технологии, как само образование, превращается в традиционную базу данных.

    Таким образом. В настоящее время есть все основания говорить о необходимости новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой должны стать знания об информационной среде, законах ее формирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем в основном профессиональной культуры, но в ближайшем будущем станет важным фактором развития каждой личности в целом.

     В настоящее время информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она меняет многие сложившиеся социально – экономические, политические и духовные представления, вносит качественно новые черты в образ жизни человека. Так что овладение информационной культурой – это путь универсализации качеств человека, который способствует адекватному восприятию человеком самого себя, своего места и своей роли.

     Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже недостаточно. Эффективность повседневной работы, носящей  в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Другими словами, содержательное наполнение людского труда обусловливает необходимость непременного и постоянного поддержания потенциальной профессиональной готовности специалистов к непрерывному самосовершенствованию. Особое значение навыкам информационной культуры, придается в сфере образования, где условием готовности педагога является культ познания как мотивационная основа деятельности, основа профессионально – познавательной и общекультурной активности.[2]

   И.Я. Лернер в своей книге «Дидактическая система методов обучения» пишет: «Главная цель обучения и воспитания состоит в передачи молодому поколению накопленной человечеством культуры»[3]. Исходя из этого мнения, следует признать, что содержанием современного образования является именно культура, в том числе информационная. Овладение той или иной частью общей социальной культуры, накопленной в определенной сфере человеческой деятельности, процесс поэтапный. Таким образом, можно предположить, что первым этапом на пути получения требуемых навыков является овладение культурой методической.

    Рассматриваемая как компонент информационной культуры, методическая культура имеет  свою собственную структуру, состоящую из четырех элементов.

    Знания о целях, средствах, объекте, результатах, приемах процесса обучения – то есть обо всех его компонентах, включая знания о самом себе как учителе, является первым элементом методической культуры. Вторым элементом методической культуры является приемы профессиональной деятельности, основанные на навыках, составляющих опыт работы. Именно на их основе осуществляется репродукция методической культуры (воспроизведение уже достигнутого).

    Только репродукция освоенного не может гарантировать развития культуры, поэтому необходимо выделить третий элемент методической культуры – творчество, то есть продуцирование нового в обучении.

    Знания, умения, способности к творчеству в некоторых случаях не обусловливают желания специалиста применять их на практике. Четвертым элементом методической культуры является опыт эмоционального отношения к своей профессиональной деятельности. Появление такого опыта, как и приобретение знаний, и овладение приемами, и их творческое использование, связано с профессиональной деятельностью и обращено на систему ценностей данного человека. Осваивая элементы методической культуры, преподаватель поднимается на соответствующие уровни своего профессионализма.

    Овладение методической культурой обеспечивает уровень грамотности, подразумевающий систему научных знаний, которая может служить потенциальной основой мастерства.

     Приобретение опыта осуществления приемов профессиональной деятельности поднимает человека до уровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков (приемов, доведенных до автоматизма). Переход на уровень мастерства возможен только после освоения третьего элемента методической культуры – творчества. Система методических умений (мастерство) возникает лишь на основе овладения способностью преобразовывать освоенные приемы(опыт) и переносить их в новые условия.

      Процесс становления уровня мастерства обусловливает два фактора:

  а)уровень грамотности: чем выше грамотность, тем скорее ремесло переходит в мастерство;

  б)определенные качества учителя как индивидуальности. Необходимо исключать личностные свойства или черты характера, совершенно противопоказанные учителю или тормозящие становление методического мастерства: раздражительность, злопамятность, невыдержанность, пессимизм и др.

     На основе информационных и культурных знаний можем формировать профессиональное мастерство. Стремительно развивающиеся информационные технологии, новые языки программирования, новые средства телекоммуникации и каналы передачи данных, формирование единого мирового образовательного пространства – требует от выпускников специальности 2203 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» умение работать как с имеющими, так и вновь появляющимися средствами вычислительной техники. Поэтому в настоящий период развития информационного общества подготовку инженеров – программистов необходимо рассматривать в разных аспектах. Профессиональная направленность обучения  является одним из специфических дидактических принципов и имеет большое значение, так как правильная ориентация, соответствующая работа по закреплению профессионального выбора в процессе обучения формирует чувство гордости и любви к выбранной профессии. Профессиональный подход к реализации принципа профессиональной направленности основан на изучении требований по предметам информационного цикла для данной специальности, поэтому в процессе подготовки специалистов мы опираемся на профессиограмму, в которой систематизированы все квалификационные требования, предъявляемые к  выпускнику профессионалу.

     Профессиограмма состоит из трех частей: трудограмма, психограмма, социограмма. В трудограмме отражено описание труда профессии. В психограмме – описание человека в профессии. В социограмме – описание профессии в обществе.

      Исходя из составных частей профессиограммы, нами были выведены при формировании специалистов  в области управления качеством, следующие  основные блоки: блок первый направлен на формирование профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволят свободно решать  и обсуждать профессиональные задачи (сюда же относятся умение работать с неадаптированной технической литературой в своей предметной области); блок второй – формирование коммуникационных знаний, умений и навыков в профессиональной сфере, которые позволят студентам и будущим выпускникам общаться в развивающем образовательном пространстве; блок третий – развитие творческих способностей к обогащению опыта профессии, которые позволят самостоятельно создавать новые технологии, которые еще не существуют и быстро к ним адаптироваться, т.е. психологически осознать себя как профессионала, востребованного на рынке труда.

      Данный подход позволил наиболее полно рассматривать квалификационные требования, предъявляемые к инженерам – программистам и реализовать их при подготовке студентов по данной специальности.

    [1] Оганов А.А.,  Хангельдиева И.Г.      Теория культуры. Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР – ПРЕСС,2001. – с.355.

  [2] Каряев В.А. Некоторые подходы к обоснованию актуальности формирования технологической культуры личности на современном этапе развития общества // Научно – методический журнал Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования Выпуск 6, Тамбов 2000. с.36-40.

   [3] Лернер И.Я. Дидактическая система обучения. – М., 1976.   – 64с.           

 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В КОЛЛЕДЖЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

                                                       КОНДРАТОВ А.В.

                                           (Бугурусланский филиал ОГУ)

 

Повышение качества подготовки специалистов в значительной степени определяется достижениями информатики, внедряемыми в образовательный процесс профессиональной школы. Средства информатики одновременно могут быть использованы для приобщения молодого поколения к информационной культуре, что становится особенно актуальным в связи с переходом человечества к «информационному обществу». Так, в Бугурусланском нефтяном колледже компьютеры используются для сбора информации об успеваемости. Компьютерные программы  применяются для обучения языкам, и даже игре на музыкальных инструментах.

   Очевидно, образование является составной частью социальной сферы общества, а потому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом. По нашему  убеждению, успешное решение проблемы становление информационной культуры студентов колледжа, в первую очередь, связано с этапами информатизации:

1)   компьютеризация общества: экстенсивное распространение и первоначальное насыщение вычислительной техникой вузов России; формирование основ информационной культуры; начало компьютерного освоения имеющихся информационных фондов в образования;

2)   персонализация информационного фонда, что связано с интенсивным применением вычислительной техники на всех уровнях образования, с переводом информационных фондов в компьютерную форму, а также резким возрастанием компьютерной грамотности молодежи;  

3)    социализация информационных фондов, что приведет к возникновению высокого уровня информационной культуры, созданию интегрированных компьютерных информационных фондов удаленным доступом и при последующем  развитии к полному удовлетворению личных информационных потребностей.

В программе информатизации образования особое место должна занимать подпрограмма разработки и внедрения информационных  технологий в обучении. Основополагающее значение имеет новая информационная технология.

  В отличии от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием труда – ЭВМ. Поэтому качество и применяемость в колледжах информацинных продуктов в этой технологии в значительной степени определяется используемыми компьютерами,  операционными системами, структурой базы данных и т.д.

 

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

                                                КОНДРАТОВ А.В.

                               (БУГУРУСЛАНСКИЙ ФИЛИЛ ОГУ)

 В канун XXI века вступило в переходный период к постиндустриальной цивилизации. Этот период во всех странах характеризуется возрастанием  неупорядоченности, обострением противоречий и конфликтов, угрожающих среде обитания человека и накопленному тысячелетиями культурному наследию. Культурное наследие России – ценнейшая часть мировой культуры – оказалась сейчас под угрозой. Растущее загрязнение окружающей среды наносит непоправимый ущерб архитектурным памятникам и музейным ценностям.

       Назрела необходимость выработки общей концепции и программы спасения и возрождения культурного наследия России, отвечающей особенностям переходного периода к постиндустриальной цивилизации. Важнейшей тенденцией переходного периода должно стать, как и во всем мире, возрождение высокой культуры.

      Тенденция является непременным составным элементом более общего потока гуманизации общества, духовной сферы, приоритета творческих способностей.                  XXI век – это век творчества, нового взлета человеческого духа, который преображает окружающий мир, на основе не только экономических и экологических, но и эстетических критериев.

     Не случайно в мире стало модным и массовым увлечение классическим искусством, шедеврами античности и Ренессанса. Достижения информационных технологий и туризм, охвативший десятки миллионов людей, делают доступными шедевры мирового искусства, культурное мировое  наследие широкому кругу людей, а не только избранной элите.

      При использовании компьютерной техники и новых информационных технологий по инициативе работников музеев и архитекторов, Минкультуры России, учреждений культуры, меры по реконструкции, реставрации и охране музейных ценностей и архитектурных памятников, выпуску артпродукции, спонсорской поддержке музеев.

       В каждом доме иметь коллекцию произведения искусства и культуры на компакт – дисках – Российскую государственную программу конверсии «Современные информационные технологии в искусстве»

        Компьютерная техника уже прочно вошла в жизнь и быт россиян, играя все большую роль, например, в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также в другие сферы деятельности.

         Судите сами: школьный и домашний компьютер, вычислительная техника в колледжах, институтах и университетах постепенно становится обыденным явлением. Расширяется и рынок современных программных средств, в том числе записанных на  CD-ROM. Создавая программные продукты о культуре и искусству, могут быть доступны всем, что дает приобщение к культурному наследию всех слоев населения.

 

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

                                                   КОНДРАТОВ А.В.

                                   (Бугурусланский филиал ГОУ ОГУ)

 

      У преподавателей есть довольно мощное средство по формированию и развитию информационной культуры, а именно, через организацию учебной деятельности. Но в процессе его нередко рассматривают безотносительно к тому, кого и как подготавливают в среднем профессиональном образовательном учреждении.

      Формирование и развитие информационной культуры, осуществляемое в Бугурусланском нефтяном колледже через образовательный процесс – это не искусственно создаваемые временные потребности « в формировании и развитии информационной культуры», а планомерная организация всей деятельности студентов во время занятий, позволяющая у них развивать такие чувства, как активность, ответственность за выбранное решение, самооценка, умение слушать партнера, творческое соперничество, умение достойно проигрывать. Это реализуется и имеет большой эффект при использовании развивающих педагогических технологий, активных методов, через организацию деловых игр, учебных экспериментов, решение производственных ситуаций.

     При реализации в процессе обучения наряду с такими направлениями как умственное, специальное, нравственное, экономическое, экологическое, правовое, уделяется особое внимание по формированию и развитию информационной культуры наших выпускников.

     Задачу по формированию и развитию информационной культуры, которая предполагает понимание сущности, а также владение знаниями по устройству и принципу работы ЭВМ, умениями, навыками в использовании современных информационных технологий для решения производственных проблем, перед нами ставит информационное общество, в котором мы живем и в котором работа с информацией становится главным содержанием профессиональной деятельности.

     В настоящее время любое предприятие, занимающееся любым производством товаров массового потребления, страховым бизнесом или предоставлением финансовых услуг, владеет огромными информационными массивами, которые каким-то образом обрабатываются. От качества и скорости обработки информации зависят взаимоотношения с клиентами, что является решающим фактором успеха практически в любом бизнесе. А достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечивают принятие правильного решения.

      Широкое использование компьютерных информационных технологий при обработке экономической информации ставит перед колледжем задачу по формированию и развитию «компьютерной грамотности». Это понятие включает в себя определение знаний, умений, навыков, касающихся общения с компьютерами и знания программных продуктов, их возможностей и границ использования при решение различных профессиональных задач.

      Понятие «информационной культуры» специалиста гораздо шире. Каждый работник нефтяных предприятий не просто потребитель информации, а участник информационных потоков. Для специалиста важны такие качества как:

     1)умение работать с различными источниками информации в любом представлении и на любых носителях;

     2)знание особенностей и этапов документооборота в своей профессиональной деятельности;

     3)владение основными способами передачи информации;

     4)знание возможностей различных систем поиска;

     5)привычка использования ЭВМ при решении своих профессиональных задач.        

 

Феномен информационной культуры будущего специалиста.

 

            КОНДРАТОВ А.В.

                      (Бугурусланский филиал ГОУ ОГУ)

Очевидно, культурный уровень современного человека определяется его информационной культурой. При этом, информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную творческую деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека, как субъекта этой деятельности.

     Так как речь идет о культуре информационной, значит деятельность человека связана с информацией. То есть, информационная культура предполагает не только определенные знания, но и определенное приложение этих знаний для чего либо, и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией. Причем само приложение и совершенствования знаний значимо лишь в творчестве, реализованном в любой сфере жизнедеятельности человека. А потому мотивы творчества, мотивы этой деятельности человека являются естественной психологической компонентной такой характеристики личности, как ее информационная культура.

     Учитывая то, что формирование информационной культуры в сфере образования осуществляется путем внедрения компьютерных технологий обучения, нами было проведено специальное педагогическое исследование. Полученные результаты: подтвердили с помощью компьютерных технологий обучения в образовательном учреждении можно осуществлять:

- постоянное повышение качества подготовки будущих специалистов;

- применение активных методов обучения с целью совершенствования учебного процесса и повышения производительности интеллектуального труда студентов и преподавателей;

- создание методик и современных автоматизированных средств, для самостоятельной работы обучаемых, что способствует развитию логического и аналитического мышления, формированию умений и навыков системного анализа различных проблем;

- индивидуализацию обучения в условиях коллективной познавательной деятельности студентов;

- обеспечению непрерывной подготовки будущих специалистов в течение всего периода обучения, в том числе в условиях вечерней и заочной форм обучения;

- интеграцию учебной и научно-исследовательской деятельности обучаемых;

- обеспечение преемственности методологии компьютерного образования при переходе от вузовского обучения к послевузовскому;

- адаптацию компьютерной технологии обучения к индивидуальным особенностям обучения;

- сочетание фундаментальной и специальной подготовки студента в профессиональной сфере деятельности;

- обеспечение постоянного обновления и обогащения содержания учебного материала, форм и методов автоматизированного обучения;

- создание и развитие разнообразных форм информационного обеспечения, учебного процесса (справочной, библиографической, экспертной служб и т.д.);

- применение различных форм непрерывного образования (заочное обучение, открытые университеты, виртуальные классы и т.п.);

- поддержание в актуальном состоянии централизованного фонда учебной информации и необходимых программно-методических средств, его пополнение и тиражирование;

- автоматизированное  тестирование обучаемых;

- разработку комплексных мер, направленных на стимулирование творческой учебной деятельности и др.

    Указанные выше возможности реализуются в рамках компьютерной методики обучения. Эта методология может включать в себя следующие методы, свойственные педагогической информатики:

- метод компьютерного моделирования  учебной среды, метод информирования,

- метод программирования учебной деятельности,

- ассоциативный метод,

- метод тестирования,

- игровые методы активного обучения.

    Метод компьютерного моделирования подразумевает познавательную деятельность, основанную на использовании математических и логико-лингвистических моделей, гипотез, вычислительного эксперимента. Метод информирования предполагает познавательную деятельность обучаемого с использованием баз данных и знаний, гипертекстов. Метод программирования учебной деятельности обязывает нас ставить в центр внимания познавательную деятельность, полностью определяемую последовательностью учебных или контрольных заданий, предъявляемых автоматизированной системой обучения конкретному обучаемому и требующих от него подтверждения заданного уровня знания учебного материала. Ассоциативный метод позволяет предъявлять обучаемому учебный материал в соответствии с его указаниями о тематики этого материала и способе работы с ним. При этом мы обучаемым предоставляем доступ к формализованной структуре учебного материала, а так же средства управления работой с этим материалом. Метод тестирования позволяет нам выявлять индивидуальные психологические и профессиональные характеристики обучаемого, а также достигнутый им уровень знаний, умений и навыков. Игровые методы обучения предполагают познавательную деятельность на основе применения компьютерных (в том числе деловых) игр, экспертных систем и т.п.

     Следует также отметить ряд социальных аспектов процесса информатизации образования. В сфере образования существенно меняется  роль и место преподавателя в триаде «преподаватель - компьютерная среда обучения - обучаемый». Изменяются средства и методы обучения, применяемые им, возникает  возможность обучения молодежи в домашних условиях (например, путем использования персонального компьютера и средств дистанционного обучения). Перед педагогом открываются новое направление учебной деятельности – создание, разработка компьютерных сред обучения и программно – методических учебных комплексов.

     В образовательном учреждении, когда информация становится необходимостью, непреходящей ценностью, а информационная культура студентов определяется фактором их творческой учебной деятельности, изменяются требования к системе образования, происходит существенное повышение его статуса. Нельзя не согласиться с тем, что без использования средств информатики и вычислительной техники, а следовательно, наличия высокого уровня информационной культуры обучаемого невозможно подготовить квалифицированного специалиста.